Мы уверены, что пластические хирурги работают для того, чтобы делать нас красивыми. И это так. Но иногда их задачей становится не только придание нам привлекательных форм, но и возвращение самой возможности вести активную жизнь здорового человека. Об одной из «многозадачных» операций – редукционной маммопластике при гигантомастии у женщин – мы беседуем с одним из лучших хирургов в данной области, заведующим отделением реконструктивной и пластической хирургии («Академическая клиника эстетической хирургии») ЦКБ № 1 ОАО «РЖД», доктором медицинских наук Анваром Салиджановым. |
- Главный критерий – насколько это эстетично. Когда огромная грудь висит до пояса – кому это понравится? Но помимо эстетики, с большой грудью связано обычно много функциональных нарушений. Страдает, в первую очередь, позвоночник. Причем страдает серьезно – межпозвоночные грыжи, миалгии, невралгии различной степени, сколиоз. Не говоря уже о болевых ощущениях в области плеч из-за врезающихся лямок бюстгальтера. Поскольку чрезмерную нагрузку испытывает, прежде всего, шейно-плечевой отдел, у обладательниц выдающихся форм нередки головные боли, мигрени. А уж если работа сидячая или статичная, нагрузка становится просто невыносимой.
- Так ведь сидишь себе за столом, и сидишь. Другое дело – пробежку с такими «утяжелителями» совершать.
- Это только так кажется. Во многих странах исправление слишком большой груди – это страховой случай, он оплачивается государственной медицинской страховкой. Потому что это уже вопрос не красоты, но здоровья. Страдает самочувствие женщины, страдает ее производительность труда.
В нашей стране не так. Но, намучавшись, многие женщины с гигантомастией решаются на операцию – сложную и дорогостоящую.
- Существуют ли некие объективные параметры, которые бы позволили определить, что у женщины – именно гипер- или гигантомастия? Ведь то, что для одной проблема, для другой, может, недостижимая мечта.
- Все индивидуально и зависит от состояния мышечного каркаса, от тренированности, от общей массы тела. Женщине с размером одежды 52 большой бюст не так мешает, как женщине с размером 44. К тому же, грудь бывает разной, она может состоять в основном из железистой ткани, или из жировой, а может быть просто чрезмерно растянувшейся оболочкой. Но из чего бы ни состояла большая грудь, факт остается фактом – большая грудь подвержена опущению.
- Что же предпринять?
- Представим себе двух женщин. Одна – после нескольких родов и кормлений грудью, вернувшая себе былую форму во всем, кроме груди: та остается большой, но при этом «пустой». Такой пациентке мы уменьшаем грудь и одновременно устанавливаем имплантаты, потому что того объема железы, который имеется, явно недостаточно для достижения красивой формы. Но это не гигантомастия, потому что проблем с позвоночником при такой груди нет, и ее исправление – вопрос эстетики.
Редукционная маммопластика
до и после операции
А другая женщина еще и не рожала, а у нее такая гигантская грудь, что приходится ее придерживать при ходьбе. Потому что гипертрофирована – то есть чрезмерно увеличена – сама железа. Такую грудь приходится «перекраивать», удаляя часть железы, чтобы не только подарить красоту, но и разгрузить позвоночник, помочь женщине обрести свободу движения.
- Как же выглядит результат такой операции? Наверное, очень много швов?
Чудеса бывают. При чрезмерно большой груди чувствительность соска в эротическом плане снижена. Это – одна из проблем гипермастии. Опираясь на свой практический опыт, могу сказать, что после редукционной маммопластики в большинстве случаев чуствительность соска значительно возрастает. Это объясняется отсутствием нагрузки на область соска, улучшением питания и иннервации, а также повышением женской самооценки.
- Долгое время единственным выходом был всем известный «якорный» разрез. Благодаря нему убирались излишки тканей, уменьшалась ареола (она при большой груди растянутая, огромная). Но в итоге оставалось большое количество рубцов: вокруг ареолы, под грудью, на самой груди. К тому же при таком разрезе не всегда получалось добиться идеальной грушевидной формы. И главное – при данной методике нет возможности значительного уменьшения размера груди, что может привести к некрозу соска. Пару лет назад был предложен поистине новаторский метод, при котором разрез (а значит, и след после него) напоминает запятую: вокруг ареолы, затем уходит вниз и к подмышке. Удивительно, но этот метод позволяет и 10-й размер груди уменьшит до 2-го. Чем еще хорош этот метод, так это идеальной формой груди и зоной декольте – как бы глубоко оно ни было, оно будет безупречным. Метод еще не получил должного распространения, но исходя из собственного опыта, за ним большое будущее.
- Как идет операция и восстановление после нее?
- Операция достаточно длительная, под общим наркозом (он у нас в клинике, кстати, используется ксеноновый – более щадящий, чем традиционный, и с гораздо меньшим количеством побочных эффектов). Восстановление достаточно длмтельное из-за того, что затрагивается железистая ткань, которая отекает сильнее. Поскольку грудь буквально реконструируется, внутренних швов тоже больше. Поэтому окончательный результат можно оценить только месяца через 3-4. Зато болевых ощущений женщина не чувствует, потому что эта операция не затрагивает грудные мышцы.
Редукционная маммопластика
Объем вмешательства при редукционной маммопластике – достаточно большой. И здесь очень важно, во-первых, наличие у нас в клинике реанимационного отделения и палат интенсивной терапии, и, во-вторых, возможность долгосрочного пребывания в стационаре для наблюдения. После этой сложной и обширной операции риск возникновения осложнений выше. И мы рекомендуем выписываться из клиники не на следующие сутки, а дней через 5-6. Я сразу оговариваю такую необходимость, поскольку наблюдение врача и грамотный уход в послеоперационном периоде – залог быстрого и безболезненного выздоровления.
- Что еще ждет пациенток, перенесших эту операцию?
- Им придется избегать физических нагрузок – примерно месяц. Компрессионное белье не играет такой решающей роли, как после операций по увеличению груди. Но отказываться от него не стоит: оно помогает разгрузить позвоночник и заодно удерживает повязки. К счастью, сейчас можно подобрать любое белье, и по размеру, и по цвету, и даже по фасону – оно никак не заметно под верхней одеждой.
Кстати, первое, что говорят пациентки после операции: «Какое счастье, наконец-то я могу подобрать себе одежду!».
- Какой возраст наилучший для операции?
Лучше меньше, да лучше, - говорят британцы. Британки относятся к размеру груди несколько иначе, чем американки. Так в Великобритании, редукционная маммопластика находится в пятерке самых популярных операций в пластической хирургии, что является радикальным отличием от американских приоритетов. Последний опрос членов Британской ассоциации эстетических пластических хирургов показал, что британские хирурги выполняют в среднем одну операцию по уменьшению груди на каждые два увеличения груди, а у американских пластиков это соотношение 1: 12. - Наверное, о ней имеет смысл задумываться, после того, как, условно говоря, выполнен план деторождения. Но нередки случаи, когда гигантомастия появляется в 16-20 лет, как следствие переходного возраста, гормонов, генетической предрасположенности. Конечно, мы помогаем и столь юным пациенткам – ведь им мешают жить не только грудь, но и комплексы. О каких отношениях, семье, детях может идти речь, если им раздеться стыдно даже перед доктором?
- Благодаря вам они обретут шанс на счастливое будущее. А смогут ли выкормить своих детей?
- Да, после операции грудное вскармливание возможно – любая операция на груди делается так, чтобы максимально сохранить функциональность. Другое дело, что во время беременности и лактации грудь может повести себя непредсказуемо. Поэтому дать гарантии, что эта красота – навсегда, я не могу.
- Когда речь идет о столь молодых пациентках, очевидно, что причина, скорее всего, кроется в особенностях их гормонального фона. Насколько важно в данном случае сотрудничество с эндокринологом, другими специалистами?
- Если при обследовании и сборе анамнеза мы заподозрили, что есть нарушение, гормональное или другой природы, то обязательна не только консультация эндокринолога, но и маммолога. Дело в том, что юношеская гипертрофия молочных желез – это переразвитие именно железистой ткани, в отличие от послеродовой жировой гипертрофии. И даже после операции железа иногда продолжает расти, так что девушке может потребовать либо особое лечение, останавливающее ее рост, либо ее полное удаление и реконструктивная операция – не ради красоты, а во спасение.
- Есть ли противопоказания к операции?
- Они стандартные: онкология, ряд системных хронических заболеваний. А вот, например, фиброзно-кистозная мастопатия, которая наблюдается у большинства рожавших женщин, таким противопоказанием не является. И еще я обязательно откажу полной молодой женщине. Точнее, не откажу, но отложу операцию до тех пор, пока дама не похудеет. Часто пациентки приходят и жалуются: не могу похудеть, уж и бегаю, и ем мало. А потом сделана операция, женщина видит, какая у нее красивая теперь грудь, и это становится толчком – вчерашняя «пышечка» вдруг начинает худеть. И грудь провисает! Нет смысла делать длительную, и, что немаловажно, недешевую операцию – и через год увидеть, что результат ее снова равен нулю. Вообще самый большой миф об операциях на груди: я ее сделала, и этого мне хватит на всю жизнь.
- А если женщина не собирается худеть, беременеть и кормить – сколько «продержится» новая грудь?
- Если не происходит сильных колебаний веса, резкого увеличения и похудения груди, то эффект будет достаточно длительным и стойким. Скажем, лет 8-10. По мере старения кожи, конечно, грудь постепенно будет опускаться – но с земным притяжением мы, хирурги, поделать ничего, увы, не можем.